MENU

Подснежники.ru

Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум Подснежники » Великая сила искусства » В.Высоцкий » Короткие встречи (Статья о фильме)
Короткие встречи
PodsnegnikДата: Среда, 24.12.2014, 01:36 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1353
Репутация: 110
Статус: Оффлайн
"Короткие встречи", режиссер - К.Муратова



«Kopoткие встречи» - о семье, прочности и быстротечности человеческих связей. Геолог Максим и «деловая женщина» Валентина Ивановна. Актерский дуэт Владимира Высоцкого и Киры Муратовой (оказывается, прекрасной актрисы!), исполнившей главную роль в своей первой самостоятельной картине. И если Высоцкий ведет в этом дуэте тему самоутверждения личности, отстаивания жизненной позиции героя, то «девая женщина» Муратовой вторит ему нежностью и незащищенностью женского сердца в неистребимой потребности счастья, любви, семейного очага.

И вот из экранного небытия, из казенной темницы («с полки», как, это принято теперь обозначать) возвращаются к нам фильмы Киры Муратовой. Они выходят на экран в пору обновления нашей жизни. Ветер перемен ворвался и в кинематограф, обязав произвести необходимую переоценку подлинных и мнимых ценностей.

«Короткие встречи» были поставлены в 1967-м. «Короткие встречи», состоявшиеся через 20 лет. Дорожка дальняя. Срок старит. Но едва ли не первое впечатление от картин Киры Муратовой — восхищение свежестью, полнозвучностью их кинематографического письма! Нравственной их прочностью, чистотой, душевным здоровьем, которым, ей-богу, могут позавидовать многие нынешние картины.

Владимиру Высоцкому здесь 29 лет. И мы с экрана услышали бы в 1967-м новые его песни. Нине Руслановой — 21 год. Она дебютировала в «Коротких встречах». (Ее сумрачная, молчаливая, все схватывающая сердцем Надя привнесла в «городской сюжет» терпкий вкус деревни, зимы, плотных снегов и непростых, невеселых проблем, которые гнали в город сельских девчат, «ассимилируя» их в качестве домработниц...) И Кира Муратова сыграет в своем фильме главную женскую роль, единственный раз обнаружив себя прекрасной киноактрисой. Как молоды они были! Сколько надежд связывали с этой работой...

«Короткие встречи» — ясный цельный, романтический по своему складу фильм о любви двух хороших и разных людей, о близости душ и несхожести жизненных дорог, о женском одиночестве и жажде семейного счастья. Он (Владимир Высоцкий) — Максим, осатаневший от бумажной работы и «начальничков», сбежавший «из управления прямо на природу». Теперь он геолог, «вольная птица... в пределах реальности, конечно, но вольная». Она (Кира Муратова) — Валентина Ивановна, ответственный работник райсовета, «пятнадцать лет на одном месте и за одним столом». Нестандартная пара. И непростой роман. Нет общего насеста. Максим пропадает в «поле», ищет руды. Любит свое дело. Богатство государства ощущает своим. «Серебро на шли, вот это деньги. - Так это же казенные? — Ну и что?..» Коротки встречи. Их омрачают долгие разлуки, одиночество женщины, ее ревность к бродячей профессии мужчины Что ж, взрослые люди. Разберутся... или разойдутся, хотя не похоже на это.

Вот, собственно, и весь абрис фильма. Так чем же не угодил он? Здесь нам надобно переместиться в редакторское кресло образца 1967-го, поменять хрусталики наших глаз, барабанные перепонки, чтобы попытаться хотя бы отчасти воспроизвести совершенно чуждое нам восприятие картины.

Ну что это за ответственный работник, которого мы и встречаем-то не в гуще жизни или кабинете, а в неприбранной квартире и, простите, в «ночнушке»? Что за неустроенный быт, панибратство с прислугой, перекусывание в «стекляшках», как будто нет порядочного, закрытого, служебного буфета?.. Что это за предосудительная, незарегистрированная связь номенклатуры с бородатым геологом-гитаристом? Что за беззастенчивое амурничание? Бесстыжие раки с пивом?
Валентина Ивановна наденет джерсовое пальто, туфли-лодочки, помчится, закарабкается по лестницам новостроек — проверять краны (она ведь по водоснабжению), ругаться с прорабами, в свой выходной полетит туда же, выказывая сущность превосходного, честнейшего работника, но уже не реабилитирует себя (поздно!), а, очертя голову, понесется дальше, вниз «На полку».
«Вообще, мне только кажется, что что-либо меняется. На следующий день посмотришь, а оно на прежнем месте».
«Вот такое интересное совещание, это я должна уговаривать людей ехать в деревню. Они не хотят, а я должна уговаривать. Взрослых людей попробуй уговори...»

Нет-нет, не преломлялось такое в жестких хрусталиках глаз. Не устраивала Муратова явным непопаданием в номенклатурное «яблочко». Не устраивал Высоцкий — компрометирующим партнерством с ответработником. Пусть бузит себе на какой-нибудь альпинистской вертикали... А что уж говорить о фоне этой истории, о безобразиях на стройке и отчаянии людей, готовых вселиться в квартиры без воды, об этом крикливом, распростертом под небом рынке, о «стекляшке», где «выступал» пьяненький старик, у которого фашисты поубивали сына и дочку, о девчонках, сорвавшихся из села, чтобы повыскакивать в городе замуж... Жизнь! И полнейшее неумение отражать жизнь «какую нужно», а не какая она есть. Тень профнепригодности нависла над режиссером Муратовой, владевшей изумительным даром — ясными, проницательными и верящими глазами смотреть на мир!

Понадобилось двадцать лет, чтобы спало наваждение мутных хрусталиков. Сегодня в образе героини «Коротких встреч» мы узнаем едва ли не самый первый в нашем кинематографе нравственный портрет современной «деловой женщины». Узнаем, что задолго до «Прошу слова» (не в обиду будь сказано этому значительному фильму) был осуществлен талантливейший проект на ту же тему. Сегодня в герое Владимира Высоцкого мы безошибочно узнаем не романтического бродягу, а героя поколения — бескомпромиссного, презирающего болтовню и казенщину и превыше всего ценящего дружбу, искренность и свободу.

"Советский Экран"
Прикрепления: 1656900.jpg(32.6 Kb)


Julia Boreeva
 
Форум Подснежники » Великая сила искусства » В.Высоцкий » Короткие встречи (Статья о фильме)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: