MENU

Ю.Бореева: Немного о себе

Мы решили вместо сухого рассказа поместить на этой странице интервью-беседу обо мне, моем творчестве, интересах. Итак, начнем с первого вопроса.

- Расскажите немного о себе.
- Рассказывать о себе – довольно сложная задача… Не знаю, что рассказывать. Родилась и живу в Москве, окончила школу, институт…

- Но ведь не так все просто…
- Ни у кого просто не бывает. А когда человеку в младенческом возрасте врачи ставят диагноз ДЦП – это перечеркивает всю жизнь. И тут многое зависит от родителей. Одни скажут: зачем ребенка чему-то учить, если он все равно всю жизнь проведет в четырех стенах? Лучше окружим его заботой, оградим от жестокого общества, пусть радуется, пока мы живы, пока мы в силах все делать за него. Другие, наоборот, решают, что нужно постараться научить всему, чтобы человек умел преодолевать трудности и не прятался от них. Но и от самого человека многое зависит. Нужны вера, упорство, знания, желание жить и что-то делать. Я, например, встречала многих, кто в подобных обстоятельствах, и даже при более легком диагнозе, опустил руки и обозлился на весь мир. Я таких людей не понимаю. Человек остается человеком всегда, несмотря или вопреки физическим недостаткам.
Мне в детстве ставили в пример Павла Корчагина.

- Почему вы сказали это с усмешкой?
- С усмешкой? Х-м… Корчагин, то есть Островский, он воевал, он получил инвалидность, уже будучи взрослым, сложившимся человеком, над ним не смеялись, не передразнивали… И он недолго был в этом состоянии, несколько лет, он быстро умер. А тут родился с инвалидностью, и жизнь с первого дня – это бой: за любовь, за уважение, за самоуважение, за право быть среди людей. Общество сразу записывает тебя не в герои, а в изгои.

- А вам, конечно же, хочется быть героем?
- Нет. Человеком. Личностью.

- Что значит быть личностью? Как бы вы это сформулировали?
- В одном из учебников по психологии написано, что человек – личность, когда он знает ответы на вопросы: что я хочу? что я могу? и кто я?

- Вы знаете ответы на эти вопросы?
- Да, уже знаю.

- Это ваше первое интервью?
- Не первое. У меня уже был опыт общения с журналистами, плюс еще самой пришлось брать интервью, когда работала корреспондентом в газете во время практики в институте.

- Кто вы по профессии?
- По профессии я редактор, окончила книгоиздательский факультет. По призванию – филолог.

- Филология сегодня - занятие отнюдь не прибыльное.
- Редактированием тоже много не заработаешь. Однако, если такая профессия существует, и если есть к этому способности, то почему бы ею не заниматься? Грамотные люди всегда будут нужны. Во всяком случае, я надеюсь на это.

- Удалось найти работу?
- Официально нет. Инвалидам в России трудоустроиться непросто, обычно брать нас на работу не выгодно, да это еще и несет с собой дополнительные проблемы для работодателя, даже если у тебя есть высшее образование и ты добросовестный работник. Но без работы не скучаю. Ко мне обращаются люди, которым я разрабатываю макеты книг. Кто-то хочет издать книгу стихов, рассказов, кто-то написал воспоминания. Сейчас ведь для этого не нужно быть членом Союза писателей – заплатил и печатайся, пусть и небольшим тиражом. Я помогаю привести рукописи в порядок, осуществляю компьютерный набор, оформляю – вобщем, делаю всю редакторскую работу плюс один распечатанный экземпляр книги, т.е. макет.

Но мне уже это немного наскучило, захотелось освоить что-то новое, творческое, и я окончила курсы Web-дизайна, теперь потихонечку осваиваю эту профессию.

- Вы - оптимист?
- Скорее, реалист. В жизни. Но не в творчестве.

- А в творчестве?
- Романтик.

- Когда вы начали писать стихи?
- Я научилась читать где-то в 5 лет, тогда же и начала что-то рифмовать. Но по-настоящему начала учиться основам стихосложения и писать стихи в школьные годы. То же можно сказать и о рисовании – рисую, сколько себя помню. Я всегда остро чувствовала потребность в выражении восприятия мира, чувств, желаний. А где это еще можно сделать физически слабому – как говорил В. Высоцкий, - человеку, если не на бумаге? Ведь моя деятельность ограничивается домом. Очень трудно усидеть в четырех стенах, когда тебе все время хочется большего.

- Вы когда-нибудь замечали для себя, сколько времени уходит на то, чтобы написать одно стихотворение?
- Да. Вся жизнь.

- Так много?
- Это - мало.

- Вы упомянули Высоцкого. Изучению его творчества вы посвятили много лет и всегда говорите, что этот человек сыграл особую роль в вашей жизни. Почему Высоцкий? Почему не Цветаева, не Ахматова, не Татьяничева или еще кто-нибудь из представительниц женской поэзии?
- Я не делю поэзию на женскую и мужскую. А почему Высоцкий? Наверное, потому, что его восприятие мира и себя в этом мире во многом совпадает с моим. Воспитание меня как личности началось с того дня, когда в нашем доме появились записи с концертов Высоцкого. Я была совсем маленькая и сидела возле магнитофона с открытым ртом, слушая его песни и рассказы. Со мной никто не говорил о таких серьезных вещах. А тут как будто бы разговор - о дружбе, о предательстве, о выборе, который каждый день стоит перед человеком. Песня «Диалог в цирке» изменила для меня всё. Эти уроки я не забуду никогда.

- Какая ваша любимая песня В. Высоцкого?
- О, их так много! Любимые все, потому что в каждой кусочек его личности. Очень люблю его цикл «Кони привередливые». Самая любимая, наверное, «Баллада о любви».

- А есть у вас любимая роль В. Высоцкого?
- «Гамлет». Хотя я не успела увидеть его на сцене, знаю его по кусочкам видео- и аудиозаписей. Из киноролей люблю все, по-разному. Мне доставляет огромное удовольствие смотреть его работы. Он никогда не играет плохо, его профессиональная планка очень высока. И я любой фильм смотрю - даже если я каждый кадр в нем знаю, - как в первый раз. И о каждом могу говорить и говорить.

- И все-таки – любимая?..
- Дон Гуан.

- Потому что Пушкин?
- Потому что Пушкин Высоцкого.

- А кто ваш любимый писатель?
- Самый любимый? Шекспир.

- А любимый художник?
- Рубенс.

- Любимый певец, певица?
- Рафаэль Мартос. И он не просто певец с прекрасным голосом, он - Артист, он останется верен своему призванию до конца.

- Откуда вы черпаете сюжеты ваших картин?
- У меня больше иллюстрации к книгам - они навеяны прочитанным. Иногда просто хочется выразить состояние - когда состояние природы соответствует внутреннему (например, "Летний дождь", "Осенний портрет"), или какое-то очень сильное желание (как в "Жажде полета") или звуки в красках ("Музыка"). В любом случае я пытаюсь изобразить чувства - если их вообще можно как-то изобразить. В картине должна быть заложена какая-то мысль, то, что остановит взгляд, подтолкнет к размышлениям. Иначе мне неинтересно.

Летний дождьОсенний портретЖажда полётаМузыкаГамлет
Например, "Гамлет". Мне очень долго не удавалось "увидеть" эту картину. Но вот она, наконец, сложилась в моем воображении и вылилась на бумагу. Я увидела образ "Дании-тюрьмы" - это готически вытянутый, огромный проем, маленький, хрупкий человек - Гамлет (я использовала силуэт памятника Высоцкому в роли Гамлета, что скрыт во внутреннем дворике театра на Таганке), за его спиной, за проемом, как пропасть - море. К сожалению, в русском переводе (даже в моем любимом переводе Б.Пастернака) нет этого образа, использованного Шекспиром, образа человека, который один с мечом в руке борется против моря бед. За спиной моего Гамлета - море бед. Его не победить. И все же над морем - свет солнца, как надежда, как символ победы когда-нибудь.
 
- Ваши картины где-нибудь выставлялись?
- Мне несколько раз предлагали выставить картины, но после того, как я узнавала, что потом они владельцу не возвращаются, я отказывалась.
 
- А как насчет того, чтобы продавать? Все-таки, это тоже заработок, деньги бы вам не помешали.
- Да, конечно. Бывает, просят продать, чаще – подарить. Но я этого не делаю. 

- Книгу стихов «В поисках себя» вы посвятили маме.
- Мама долго не воспринимала мои поэтические упражнения, как нечто серьезное, даже всячески противилась моей тяге к литературе. Пока другие люди не стали меня хвалить. Тогда она изменила мнение и стала мечтать о том, чтобы у меня вышла книжка. По ее настоянию я поступила в институт на книгоиздательский факультет. Институт я окончила, но книга так и не вышла – спонсоров нет. Мама, к сожалению, так и не дождалась этого.

- В нее вошло 40 стихотворений и иллюстрации к ним. Но у вас много стихов, и рассказы есть, и сказки, и литературоведческие наброски. Обычно авторы стараются включить в книгу как можно больше. Почему вы отобрали так мало?
- Людей можно понять: издать книгу стоит дорого, и неизвестно, получится ли издать еще. Вот и стараются взять количеством, осветить свое творчество со всех сторон. Я не люблю перегружать читателя. Это опасно. Он может устать думать. А я хочу, чтобы мои стихи читали, размышляя. На тот момент я выбрала лучшие, и не забудьте, там есть еще иллюстрации. М.Лермонтов, например, для своего первого сборника отобрал всего 10 стихотворений.

- Ваше стихотворение «Когда уходит друг…» посвящено Виктору Резникову. Вы его хорошо знали?
- Нет. Просто я люблю его песни… Он прекрасный композитор. Когда я слушаю его песни – они очень известны: «Улетай, туча», «Дворик», «Воздушный змей», «Льдинка», «Динозаврики», «Доброе утро», «Спасибо, родная», – у меня всегда ощущение развернувшейся в небе радуги: яркие, чистые краски, звуки, чувства… Как сказал М. Боярский: «Все, кто знает его творчество – его друзья». Наверное, это стихотворение больше об их дружбе. Поэзия такой эластичный жанр, она позволяет выразить как свою боль, так и чужую, создать собирательный образ чувств, которые затрагивают многих. Мне было очень больно, когда не стало еще одного талантливого человека, почти так же, как было больно от смерти В. Высоцкого, от смерти моих друзей и моих родных. Это стихотворение о них.

- Почему вы назвали сказки «странными»?
- Эти истории я не придумывала, они мне приснились. Я описала бы все по-другому и с другим финалом. Не так банально, может быть.

- У вас много интересов и занятий, а есть то, что мы называем «хобби»?
- Да, есть, конечно. Оно тоже творческое. Очень люблю заниматься оформлением чего-либо. Например, обложек DVD любимых фильмов. К сожалению, бывает, что не очень интересно оформлен диск или просто не совпадает с моим его восприятием. Тогда не могу удержаться и начинаю придумывать свой вариант обложки. Это невероятно увлекательный процесс. Ну, и результат иногда получается ничего.
Мне нравится делать электронные книги. У меня достаточно большая домашняя библиотека. В последнее время я не покупаю книги, потому что большинство изданий выполнены некачественно. Скачиваю тексты в интернете, исправляю ошибки и перевожу в электронный вид.

- Какие фильмы вы оформляли?
- Их немного, и я делала это только для собственной видеотеки. «Ромео+Джульетта», «Крриш», «Байкеры-2», «Пой, ковбой», «Ханума», «Поздняя любовь»…

Ромео+ДжульеттаПоздняя любовьТайны СмолвилляПой, ковбой, пойХанумаКрришDhoom-2Дон Сезар де Базан, 1957Селин Дион CD

- Какое кино вы любите?
- Хорошее.

- Что вы больше всего цените в человеке?
- Мудрость, спокойствие, уверенность. И когда человек знает, чего хочет и как этого достичь, не нарушая норм Бога.
Я раньше оценивала людей по уровню грамотности. Ведь это одна из черт, характеризующих человека. Если человек грамотен, значит, он внимателен, усидчив, терпелив, любит читать и размышлять. Я эти качества очень ценю. Но сегодня грамотность – не критерий для оценки людей, я это с сожалением должна признать, потому что знаю, как сейчас преподают в школах. Тестовая система не дает ни знаний, ни грамотности.

- Чего вы не можете простить?
- Предательства. Сегодня это стало очень легко. Часто предают мимоходом, даже не сознавая. Простить можно - забыть трудно. А простить - значит, забыть и никогда не вспоминать. Я пока этого не умею.

- Иногда прощение воспринимается как вседозволенность. Прощают - значит, можно делать это снова.
- Да, поэтому и трудно забыть. Просто не дают такой возможности.

- Вы злопамятны?
- Нет, скорее - осторожна.

- Есть люди, которых вы ненавидите?
- Меня удивил и восхитил ответ Рафаэля на этот вопрос. Он ответил: "Я не знаю, что такое ненависть". Я бы тоже хотела так ответить. Хотя... на самом деле, я ненавижу не людей, а их поступки.

- Что вы больше всего цените в жизни?
- Дружбу. Если ты не создал семьи, не родил детей, от этого жизнь беднее не станет. Но если ты не нашел друга и сам не сумел стать другом, то жизнь прожил зря.

- А вы можете ответить на вопрос: в чем смысл человеческой жизни?
- Смысл жизни в том, чтобы жить. А как жить - это другой вопрос.

- Что, по-вашему, человеку в первую очередь необходимо для счастья?
- Любимое дело, любимая профессия.

- Как? А семья?
- Да. Но это не взаимозаменяемо.

- Есть такое понятие – вершина творчества.
- Вершина творчества… Их много. И на каждую нужно не только подняться, удержаться на ней, но и покорять после нее новые – не останавливаться на одной. Самое интересное в жизни – этот тот путь, который ведет к ним, препятствия, которые преодолеваешь, люди, которых встречаешь, то, что теряешь и приобретаешь, а главное – то, с чем восходишь на них. А если падаешь, то падаешь со всех вершин сразу. Кто-то разбивается, а кто-то встает и начинает все сначала.

- Как вы считаете, вы достигли каких-нибудь вершин?
- Каких-нибудь, конечно. Как и любой человек. Важна не высота вершин, а их ценность.

- Ваше любимое время года?
- В детстве больше всего любила зиму. И сейчас стоят перед глазами сугробы искрящегося под светом фонарей снега. Перед этой красотой бриллианты тускнеют. Сейчас люблю осень, яркие краски.

- А снегопады, грозы, ливни, буйство стихии вы любите или больше по душе спокойная погода?
- Люблю буйство стихий. Как в фильме "Мелодии белой ночи", если помните, разыгрывается такой сильный ливень, а перед этим бушует ветер, и гнутся под его порывами кусты сирени, как морские штормовые волны. Вдыхаешь полной грудью жизнь, и хочется дышать и дышать.

- Что вы любите?
- Люблю порядок во всем, когда каждая вещь на своем месте. Шум дождя, запах мокрых листьев, шуршание автомобильных шин по зеркальному от воды асфальту. Люблю, когда в комнате много света и солнечные зайчики. Люблю одиночество – когда работаю, и никто не мешает.

- Ваш любимый цвет?
- Голубой.

- Почему?
- Это цвет неба, свободы.

- Какой вопрос вы бы задали себе?
- Трудно сказать. Наверное, нет пока еще такого вопроса.

- Традиционный вопрос: ваши планы?
- Жить.

J. B.