MENU
 
Ю. Бореева
"Опять Моцарт,

или Кто есть Черный человек?"

 
(А. Пушкин, С. Есенин, В. Высоцкий)
 

 

Недавно прошедший по ТВ фильм о Сергее Есенине опять навел меня на размышления о судьбе Поэта в России. Эти размышления вернули меня к «Моцарту и Сальери» Пушкина. Ведь это там впервые в русской литературе возник образ Черного человека.

 

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится.

 

Черный человек Пушкина, Черный человек Есенина, Черный человек Высоцкого… Кто же он, этот Черный человек?

Почему Пушкин вообще приплел его сюда, зачем, если речь шла только лишь о зависти одного человека к другому?

Его Черный человек еще не имеет конкретных черт, он сливается с образом Сальери – убийцы гения.

 

Когда бессмертный гений – не в награду…

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного…

 

Как узнаваем в этих словах образ русского поэта!

 

Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

 

Есенин. Самый скандальный русский поэт. Пил, ввязывался в драки, ругался матом, любил женщин. И писал гениальные, прекрасные стихи.

 

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

 

Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин, и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

 

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И, чтоб прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

 

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным…

 

 

Что пользы в нем? – говорит Сальери – Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Так улетай же! Чем скорей, тем лучше.

 

 

Черный человек Есенина приходит к нему ночью, мешает, сводит с ума, не дает творить.

 

Черный человек,

Черный, черный,

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

 

Гнусавый ночной гость учит Поэта тому, каким он должен быть – «изящным, с ухватистой силою», «авантюристом самой высокой и лучшей марки», влюбленным, и при этом – жить «в стране самых отвратительных громил и шарлатанов». И неприятное, жуткое описание дает ему Есенин:

 

Черный человек

Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются

Голубой блевотой, –

Словно хочет сказать мне,

Что я жулик и вор,

Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

 

          Трудно до конца понять, кто это – то ли двойник Поэта, нечто вроде раздвоения личности, то ли противопоставление Поэта и мира, в котором он живет. Понятно только одно – он существует для того, чтобы мешать Поэту творить и жить так, как он хочет.

        И через почти полвека, у Высоцкого образ Черного человека становится конкретным, обретая черты  реальных гонителей Поэта, и в то же время за всеми его "личинами" –  стоит один и тот же "человек в костюме сером".

 

Мой чёрный человек в костюме сером –

Он был министром, домуправом, офицером, –

Как злобный клоун, он менял личины

И бил под дых, внезапно, без причины.

 

И, улыбаясь, мне ломали крылья,

Мой хрип порой похожим был на вой, -

И я немел от боли и бессилья,

И лишь шептал: "Спасибо, что живой".

 

 

И вот ответ на заданный выше вопрос.

Моцарт – обобщающий образ Поэта. Черный человек – это государственная система, которая ненавидит поэтов и вообще любое проявление гениальности или таланта. Поэтому он «всюду, как тень». Сальери – убийца-исполнитель, воспитанный этой системой.

 
2005г.