MENU


Ю.Бореева

"Кони привередливые"
В.Высоцкий


Мы - древние, испытанные кони.
Победоносцы ездили на нас,
И не один великий богомаз
Нам золотил копыта на иконе.

И рыцарь-пес и рыцарь благородный
Хребты нам гнули тяжестию лат.
Один из наших, самый сумасбродный,
Однажды ввез Калигулу в сенат...

(В.Высоцкий)


В 1977 году в интервью на мексиканском телевидении Владимир Высоцкий говорил о том, что задумал написать цикл песен, в которых фигурируют лошади. В этот цикл, по его словам, могли войти песни "Погоня" и "Кони привередливые", а эпиграфом служить строки, приведенные выше. Тот замысел остался нереализованным. И всё же - цикл песен о лошадях в творчестве В.Высоцкого есть.

В собраниях сочинений и моносборниках, - начиная с 1-го издания "Нерва", - этот цикл печатается под названием "Очи чёрные", и включает в себя две песни - "Погоня" и "Старый дом". В таком составе цикл остается незавершенным. Логическое его продолжение и завершение - "Кони привередливые" и "Райские яблоки".

Почему здесь можно говорить о цикле? От песни к песне сюжет не только развивается, становясь всё динамичнее и драматичнее, но и подходит к логическому концу. Во всех четырёх произведениях - одни персонажи - герой, кони и Россия.

Строки романса "Очи черные" - как мостик от России дореволюционной к России советской, там - тоска, а здесь - безысходность. Мчащаяся повозка, запряженная привередливыми лошадьми - все тот же символ неугомонной русской души, рвущейся на свободу в истинных ее проявлениях.

Увлеченный скачкой герой не замечает, как въезжает в лес и на него пытается напасть стая голодных волков. Так начинается "Погоня".


Совершенно непонятно, откуда взялся этот герой, в пьяном загуле ворвавшийся сюда, в дикую местность, в общество чуждых ему людей. Протрезвев, он видит мрачную реальность. Возникает образ старого дома - то ли придорожного трактира, то ли разбойничьего притона. Отсюда нет пути назад, здесь герой либо погибнет, либо сойдет с ума, либо станет таким, как здешние обитатели, своим.


Однако, он выбирает другое - уйти. Но куда? Герой выехал из леса, ушел от волчьей погони, хлопнул дверью смердящего трактира, а впереди - обрыв, и рядом с ним единственные друзья, кони, хоть и привередливые, но именно они вывозят его на единственно верный путь, как бы ни пугала героя его конечная точка.


Герой не хочет умирать, он еще молод. Как предсмертный бред, он видит историю своего народа. Образ рая, до которого этапом ведут заключенных - образ двойной несвободы, рай подобен тюрьме (и тут невозможно не вспомнить песню "Переворот в мозгах из края в край", где об этом рае говорится более подробно). Но и туда просто так не пускают.



Кони - привередливые, как и сам поэт, - выносят его к еще одному откровению. Поэта от смерти спасает любовь. Ее образ одновременно и конкретный - образ любимой женщины, - и многозначный, который можно трактовать в более широком смысле.