MENU
Ю. Бореева
"Разоблачение Фауста"

(«Сцена из Фауста» А. С. Пушкина)

  

 

В творчестве А. С. Пушкина много интересных образов, образов, сыгравших большую роль в мировой литературе до и после него. Одними из наиболее важных для него стали образы библейские – Пророка и Дьявола, двух противостоящих друг другу начал.

О теме Пророка, как о центральной в творчестве Пушкина, мы уже говорили. А что же такое для Пушкина Дьявол, или Демон, как тогда его называли? Как понимает он этот образ и какое у него к нему отношение? Порассуждаем об этом с помощью «Сцены из Фауста».

Мне всегда казалось, что это произведение – незавершённое. Что Пушкин либо не смог, либо не успел его дописать, и в нём не хватает концовки, той жирной точки, которая всё объяснит. Оказалось, что это не так.

Название и сами герои этой «Сцены» отсылают нас к «Фаусту» Гёте. Трагедия же немецкого писателя в свою очередь отсылает читателя к Библии, а именно – к Книге Иова. В ней рассказывается о споре между Богом и сатаной.

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Ним; между ними пришёл и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошёл её. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него?.. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей; только душу его сбереги» (в Библии слово «душа» имеет 2 значения: душа – жизнь, и душа – сам человек; в данном контексте имеется в виду жизнь) (Иов 1:6-12, 2:6). У Гёте мы видим похожую картину. Мефистофель, явившийся меж «челядью» Бога, говорит ему, что на земле нет  непорочных людей, что человек  предпочитает быть скотиной, нежели разумным существом.

 

                       Господь

Ты знаешь Фауста?

 

                   Мефистофель

                                Он доктор?

 

                     Господь

                                                  Он мой раб.

                 Мефистофель

Бьюсь об заклад: он будет мой!

Прошу я только позволенья –

Пойдёт немедля он за мной.

 

                   Господь

Тебе позволено: иди

И завладей его душою

И, если можешь, поведи

Путём превратным за собою, -

И посрамлён да будет сатана!

Знай: чистая душа в своём исканье смутном

Сознаньем истины полна!

 

                 Мефистофель

Сознаньем слабым и минутным!

Игра мне эта не страшна,

Не проиграю я заклада;

Но только знайте: если мне

Поддастся он, пусть будет мой вполне.

Триумф победы – вот моя награда!

 

         В отличие от библейского Иова, Фауст поддаётся сатане и  заключает с ним сделку. Им движет стремление к познанию. Гёте рассказывает в 1 части своего произведения о чувственных искушениях, которыми опутывает Фауста Мефистофель, о его заблуждениях, о том, как Фауст становится игрушкой в его руках. Однако, гётевский герой приходит к убеждению, что смысл человеческой жизни заключается не в удовлетворении личных желаний, а в служении людям.  И во 2-й части он задумывает и пытается осуществить «грандиозный» план – отвоевать у моря земли для счастливой жизни людей. Фауст находит смысл жизни в самоотречении ради других. За это ангелы возносят его душу в рай, и сатана оказывается посрамлённым.

Несколько раньше Гёте написал 1-й вариант «Фауста». Образ героя выписан там иначе. Это  бунтарь, рвущийся к познанию тайн  природы, неизбежно обречённый на поражение. В окончательной же редакции возник образ Фауста побеждающего. Но так ли это на самом деле?

По сути, его план – это ещё одна утопия, поскольку Фауст пытается осчастливить человечество с помощью всё тех же сатанинских методов.

Пушкин же говорит о том, что в этом споре побеждает сатана. Фауст на самом деле не отрёкся от своих занятий, он «проклял знаний ложный свет», - а это не одно и то же. Фауст – изначально порочен, и в этом его главное отличие от библейского героя, который «удалялся от зла». Фауст же был доктором философии и магом, имел дело с чертями и духами. Эти дела осуждаются Богом. Библия говорит, что: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожей, чародей, обаятель, вызывающий духов,  волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог изгоняет от лица своего» (Второзаконие 18:10-12).

Пушкин был верующим человеком и понимал, что предшественники Гёте, - К. Марло, Ф. Мюллер, Ф. Клингер и др., - правы: Фауст, образ которого коренится в народном творчестве, который продал душу дьяволу, пусть даже и во имя благородной цели расширения границ человеческого познания, Фауст, реально существовавший - маг и чернокнижник, ставший прообразом литературного Фауста, - не может быть не наказан. Как же это делает Пушкин? – он наказывает Фауста Мефистофелем, а Мефистофеля – Фаустом.

 

Без дела, знаешь, от тебя

Не смею отлучаться я -

Я даром времени не трачу.

 

В «Сцене из Фауста» действие происходит после событий, описанных у Гёте, но не на небе, а на земле, - вдалеке Фауст видит корабль. М. Швейцер, например, в своём знаменитом фильме «Маленькие трагедии» развернул «Сцену» на берегу моря. Здесь они обречены проводить вечность. Фауст скучает и просит своего спутника его развлечь.

Вместо этого Мефистофель пускается в философские и психологические рассуждения. «Скажи, когда ты не скучал? – спрашивает он. – Подумай, поищи». Он разворачивает перед Фаустом всю его жизнь, - и выясняется, что все его стремления, его желания, его поступки происходили от скуки. Мефистофель упрекает его в том, что он вызвал его, «как арлекина, из огня», т.е. для того, чтобы тот развлекал его, - опять же от скуки.

 

Я мелким бесом извивался,

Развеселить тебя старался,

Возил и к ведьмам, и к духам,

И что же? всё по пустякам.

 

 Фауст вынужден признать его правоту. Однако он предпринимает попытку оправдаться. Он говорит, что несмотря ни на что, всё-таки нашёл истину:

 

                       В глубоком знанье жизни нет –
                       Я проклял знаний ложный свет,

А слава… луч её случайный

Неуловим. Мирская честь

Бессмысленна, как сон… Но есть

Прямое благо: сочетанье

Двух душ…

 

Фауст говорит о любви. Для Мефистофеля это – тревожный симптом. Кому как не ему знать,  что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в единстве с Богом, и Бог пребывает в единстве с ним» (1 Иоанна 4:16).

Но Мефистофеля это не пугает. Он знает все тайные закоулки фаустовской души.

 

                Фауст

                          О сон чудесный!

О пламя чистое любви!

Там, там – где тень, где шум древесный,

Где сладко-звонкие струи –

Там, на груди её прелестной

Покоя томную главу,

Я счастлив был…

 

         Мефистофель

                              Творец небесный!

Ты бредишь, Фауст, наяву!

Услужливым воспоминаньем

Себя обманываешь ты.

Не я ль тебе своим  стараньем

Доставил чудо красоты?

И в час полуночи глубокой

С тобою свёл её? Тогда

Плодами своего труда

Я забавлялся одинокий,

Как вы вдвоём. Всё помню я.

 

В этом произведении Мефистофель будто призван изобличать Фауста, развенчивать его поступки и называть всё своими именами. То «пламя чистое любви», о котором грезит Фауст, - не любовь, дарованная свыше, а самый обыкновенный разврат и скука.

 

Потом из этого всего

Одно ты вывел заключенье…

 

Видимо, это заключенье настолько безысходно, что Фауст не захотел услышать его из уст Мефистофеля. В ярости он прогоняет его. Но Мефистофель не может оставить Фауста просто так, ему нужно дать поручение. С каким же поручением отсылает его Фауст? Утопить корабль с тремя сотнями человек. 

Так кто же такой Фауст по мнению Пушкина? - Убийца. Он заключил сделку с сатаной и стал похожим на него. На того, кто «был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, потому что  в нём нет истины» (Иоанна 8:44). Вот  она, - та последняя точка, которая всё объясняет.

                                       
                                                                                       

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье  соловья, -

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновение искусства

Так сильно волновали кровь,

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел –

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

                          («Демон»)

 

 Это стихотворение написано в то же время, что и «Сцена из Фауста». На этом этапе своего творчества Пушкин пробует примерить на себя очень модную тогда маску демонического героя, полностью отпавшего от Бога. Образ Мефистофеля проанализирован им достаточно глубоко. Но этот этап был коротким в его духовной биографии, и маска осталась всего лишь маской, поскольку Пушкин, примерив и составив о ней точное мнение, отбросил её, как нечто чуждое своим внутренним убеждениям.
 
2002г.