(«Сцена из Фауста» А. С. Пушкина)
В творчестве А. С. Пушкина много интересных образов, образов, сыгравших большую роль в мировой литературе до и после него. Одними из наиболее важных для него стали образы библейские – Пророка и Дьявола, двух противостоящих друг другу начал.
О теме Пророка, как о центральной в творчестве Пушкина, мы уже говорили. А что же такое для Пушкина Дьявол, или Демон, как тогда его называли? Как понимает он этот образ и какое у него к нему отношение? Порассуждаем об этом с помощью «Сцены из Фауста».
Мне всегда казалось, что это произведение – незавершённое. Что Пушкин либо не смог, либо не успел его дописать, и в нём не хватает концовки, той жирной точки, которая всё объяснит. Оказалось, что это не так.
Название и сами герои этой «Сцены» отсылают нас к «Фаусту» Гёте. Трагедия же немецкого писателя в свою очередь отсылает читателя к Библии, а именно – к Книге Иова. В ней рассказывается о споре между Богом и сатаной.
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Ним; между ними пришёл и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошёл её. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание на раба моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него?.. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей; только душу его сбереги» (в Библии слово «душа» имеет 2 значения: душа – жизнь, и душа – сам человек; в данном контексте имеется в виду жизнь) (Иов 1:6-12, 2:6). Ты знаешь Фауста? Он доктор? Он мой раб. Бьюсь об заклад: он будет мой! Прошу я только позволенья – Пойдёт немедля он за мной. Тебе позволено: иди И завладей его душою И, если можешь, поведи Путём превратным за собою, - И посрамлён да будет сатана! Знай: чистая душа в своём исканье смутном Сознаньем истины полна! Сознаньем слабым и минутным! Игра мне эта не страшна, Не проиграю я заклада; Но только знайте: если мне Поддастся он, пусть будет мой вполне. Триумф победы – вот моя награда! В отличие от библейского Иова, Фауст поддаётся сатане и заключает с ним сделку. Им движет стремление к познанию. Гёте рассказывает в 1 части своего произведения о чувственных искушениях, которыми опутывает Фауста Мефистофель, о его заблуждениях, о том, как Фауст становится игрушкой в его руках. Однако, гётевский герой приходит к убеждению, что смысл человеческой жизни заключается не в удовлетворении личных желаний, а в служении людям. И во 2-й части он задумывает и пытается осуществить «грандиозный» план – отвоевать у моря земли для счастливой жизни людей. Фауст находит смысл жизни в самоотречении ради других. За это ангелы возносят его душу в рай, и сатана оказывается посрамлённым. Несколько раньше Гёте написал 1-й вариант «Фауста». Образ героя выписан там иначе. Это бунтарь, рвущийся к познанию тайн природы, неизбежно обречённый на поражение. В окончательной же редакции возник образ Фауста побеждающего. Но так ли это на самом деле? По сути, его план – это ещё одна утопия, поскольку Фауст пытается осчастливить человечество с помощью всё тех же сатанинских методов. Пушкин же говорит о том, что в этом споре побеждает сатана. Фауст на самом деле не отрёкся от своих занятий, он «проклял знаний ложный свет», - а это не одно и то же. Фауст – изначально порочен, и в этом его главное отличие от библейского героя, который «удалялся от зла». Фауст же был доктором философии и магом, имел дело с чертями и духами. Эти дела осуждаются Богом. Библия говорит, что: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожей, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог изгоняет от лица своего» (Второзаконие 18:10-12). Пушкин был верующим человеком и понимал, что предшественники Гёте, - К. Марло, Ф. Мюллер, Ф. Клингер и др., - правы: Фауст, образ которого коренится в народном творчестве, который продал душу дьяволу, пусть даже и во имя благородной цели расширения границ человеческого познания, Фауст, реально существовавший - маг и чернокнижник, ставший прообразом литературного Фауста, - не может быть не наказан. Без дела, знаешь, от тебя Не смею отлучаться я - Я даром времени не трачу. В «Сцене из Фауста» действие происходит после событий, описанных у Гёте, но не на небе, а на земле, - вдалеке Фауст видит корабль. М. Швейцер, например, в своём знаменитом фильме «Маленькие трагедии» развернул «Сцену» на берегу моря. Здесь они обречены проводить вечность. Фауст скучает и просит своего спутника его развлечь. Вместо этого Мефистофель пускается в философские и психологические рассуждения. «Скажи, когда ты не скучал? – спрашивает он. – Подумай, поищи». Он разворачивает перед Фаустом всю его жизнь, - и выясняется, что все его стремления, его желания, его поступки происходили от скуки. Мефистофель упрекает его в том, что он вызвал его, «как арлекина, из огня», т.е. для того, чтобы тот развлекал его, - опять же от скуки. Я мелким бесом извивался, Развеселить тебя старался, Возил и к ведьмам, и к духам, И что же? всё по пустякам. Фауст вынужден признать его правоту. Однако он предпринимает попытку оправдаться. Он говорит, что несмотря ни на что, всё-таки нашёл истину: А слава… луч её случайный Неуловим. Мирская честь Бессмысленна, как сон… Но есть Прямое благо: сочетанье Двух душ… Фауст говорит о любви. Для Мефистофеля это – тревожный симптом. Кому как не ему знать, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в единстве с Богом, и Бог пребывает в единстве с ним» (1 Иоанна 4:16). Но Мефистофеля это не пугает. Он знает все тайные закоулки фаустовской души. Фауст О сон чудесный! О пламя чистое любви! Там, там – где тень, где шум древесный, Где сладко-звонкие струи – Там, на груди её прелестной Покоя томную главу, Я счастлив был… Мефистофель Творец небесный! Ты бредишь, Фауст, наяву! Услужливым воспоминаньем Себя обманываешь ты. Не я ль тебе своим стараньем Доставил чудо красоты? И в час полуночи глубокой С тобою свёл её? Тогда Плодами своего труда Я забавлялся одинокий, Как вы вдвоём. Всё помню я. В этом произведении Мефистофель будто призван изобличать Фауста, развенчивать его поступки и называть всё своими именами. То «пламя чистое любви», о котором грезит Фауст, - не любовь, дарованная свыше, а самый обыкновенный разврат и скука. Потом из этого всего Одно ты вывел заключенье… Видимо, это заключенье настолько безысходно, что Фауст не захотел услышать его из уст Мефистофеля. В ярости он прогоняет его. Но Мефистофель не может оставить Фауста просто так, ему нужно дать поручение. С каким же поручением отсылает его Фауст? Утопить корабль с тремя сотнями человек. Так кто же такой Фауст по мнению Пушкина? - Убийца. Он заключил сделку с сатаной и стал похожим на него. На того, кто «был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, потому что в нём нет истины» (Иоанна 8:44). Вот она, - та последняя точка, которая всё объясняет. В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия – И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, - Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновение искусства Так сильно волновали кровь, Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня. Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел – И ничего во всей природе Благословить он не хотел. («Демон») Господь
Мефистофель
Господь
Мефистофель
Господь
Мефистофель